Дом-музей Павла Корина

Подробный виртуальный тур по музею, который закрыт почти десять лет
Однажды Максим Горький сказал Павлу Корину: «Нельзя жить и работать на "чердаке"» — так называли мастерскую художника. И это не было преувеличением: братья Корины десять лет жили на реальном чердаке в доме №22 на Арбате. Там и писались эскизы к «Уходящей Руси».

Вскоре Максим Горький организовал обустройство новой мастерской Павла Корина на Малой Пироговской близ Новодевичьего монастыря. Так, в 1934 году в бывшей прачечной большого доходного дома появился новый дом художника — мастерская и четыре комнаты.

Первым в гости пришел Максим Горький, еще раз посмотрел все этюды к «Уходящей Руси» и сказал: «Вы накануне написания замечательной картины. Напишите ее, слышите, обязательно напишите! Вот большая мастерская, пишите, ни о чем не заботьтесь». Потом Михаил Нестеров добавил: «От всей души желаю, чтобы вы написали одну из значительнейших картин русской живописи».

История музея
Все свое имущество Павел Корин завещал жене Прасковье Тихоновне, а в случае ее смерти — Государственной Третьяковской галерее. Единственное условие — сохранить в доме все, как при жизни художника.

Вдова, Прасковья Корина, обратилась к министру культуры СССР Е.А.Фурцевой и председателю Совета Министров СССР А.Н.Косыгину с просьбой принять в дар Третьяковке коллекцию древнерусского искусства и образовать в доме их семьи художественный музей — филиал Галереи.

22 мая 1968 года был создан мемориальный Дом-музей народного художника СССР Павла Корина, для посетителей он открылся в 1971 году. Вдова художника стала пожизненным главным хранителем музея, а в помощь ей набрали штат сотрудников. Сам дом был поделен на две части: в одной устроена экспозиция, а в другой жила Прасковья Тихоновна .
План музея
Реставрация
Здание обветшало, в стенах появились трещины, крыша стала протекать, из-за чего температурно-влажностный режим мог нарушиться, а экспонаты - повредиться. Дом нуждался в ремонте кровли, замене чердачных перекрытий, укреплении фундамента.

В 2009 году впервые за полвека существования музей закрыли на реконструкцию. В планах — оборудовать гардероб для посетителей, хранилище для экспонатов и комнату для научных сотрудников музея и экскурсоводов, создать современную систему искусственного климата. И главное не нарушить завет Павла Корина — сохранить все, как при жизни художника.
Мастерская
Эта комната немного изменила свой облик после смерти художника. Основное место в мастерской заняли этюды-портреты к ненаписанной картине «Реквием. Русь уходящая» и несколько светских портретов.
При жизни Павла Корина эти картины не стояли вдоль стен, так как мешали бы его работе. Этюды были сложены за большим холстом и демонстрировались только особым гостям.
Зеленая комната (кабинет)
В этой комнате представлена часть коллекции икон Павла Корина. После смерти художника по требованиям музейной безопасности иконы в окладах с драгоценными камнями были переданы в запасник Третьяковской галереи, а на их место помещены иконы из других комнат. Помещение сохранило тот же вид, что и при жизни художника.
Спальня
В спальне размещалась часть коллекции икон, в том числе уникальная двухстороняя икона «Богоматерь Знамение» первой половины XIII в., выполненная в редкой бессанкирной технике.
Здесь также находились предметы декоративно-прикладного искусства и собрание древнерусской мелкой пластики, включающее в себя ранние произведения XI-XII вв.
Столовая
В столовой представлены пейзажи и копии Павла Корина с работ мастеров итальянского Возрождения, византийских миниатюр, а так же произведения М.В.Нестерова.
Здесь находятся предметы декоративно-прикладного искусства – английские напольные часы середины XVIIIв., бронзовая люстра XIX в. с хрустальными подвесками, канделябры, мелкая пластика, в буфете собран фарфор русских и западно-европейских заводов XIX в.
У стены стоит физгармония, на которой играла жена художника, Прасковья Тихоновна.
Экспозиционный зал
В экспозиционном (монументальном) зале представлены эскизы мозаик и витражей. В витринах были разложены архивные фотографии процесса создания мозаик – набора, монтажа, работы с картонами.
Особое место занимал макет актового зала Дворца Советов с эскизами мозаик, которые начали набирать в 1947 г. После прекращения строительства Дворца Советов набранные фрагменты были утрачены.
Хранители
Люди, которые сохраняют наследие Павла Корина
Кудрявцева Юлия Александровна
заведующая отделом изучения творчества П.Д.Корина (мемориальный фонд, архив)
Зайцева Марина Георгиевна
хранитель музейных предметов 1 категории (фотоархив, скульптура, ДПИ)
Ефремова Светлана Евгеньевна
хранитель музейных предметов 1 категории (графика (палехские прориси), ДПИ, скульптура, книги, художественная мебель)
Селимова Алена Геннадьевна
хранитель музейных предметов 1 категории (графика, живопись)
Made on
Tilda